Храмы Москвы, описание храмов Москвовских

Православие и Архитектура

С самого начала своего существования Москва была центром православия. Невероятное по своему размаху церковное строительство развернулось в столице.

Храмовая архитектура — удивительный пример сотворчества Бога и человека. Это славословие в камне, обращенное к Богу. Появление и развитие христианской архитектуры стало возможным после принятия христианства Константином Великим. Но сколь богатые плоды в зодчестве приняла Земля русская после принятия христианства в 10 в. Где еще в православном мире можно найти такое богатство и разнообразие архитектурных стилей?! Экскурсия «Православие и архитектура» дает возможность ознакомиться с шедеврами церковного зодчества Москвы от древнейших памятников 14 века, далее расцвет архитектуры 16-17 веков, развитие западно-европейского барокко в самобытный нарышкинский стиль. Также мы посмотрим памятники в стиле классицизма и нового времени. Ничто так полно не характеризует эпоху как архитектура.

…Едва ли где-либо рассыпано в архитектуре столько чисто живописных красот, столько восхитительных кусков и столько сочных деталей, сколько видишь их в счастливо уцелевших  до наших дней уголках Москвы. (И.Грабарь)

Храмы Замоскворечья

Храм Воскресения Христова в Кадашах – один из красивейших храмов Замоскворечья. Он был построен в конце 17 века в дворцовой ткацкой слободе. Храм 2-х этажный. Верхний храм освящен во имя Воскресения Христова. В начале 20 века в храме служил известный московский священник Николай Смирнов, в 1920-е годы – священномученники Илья Громогласов и Александр Андреев, в 1934 году – преподобноисповедник Гавриил (Игошкин). Храм был закрыт в 1934 году. С 2004 года возобновлены богослужения в верхнем храме. В храм недавно были возвращены фрагменты деревянного резного иконостаса конца 17 века. В 2004 году был открыт музей «Кадашевская слобода». В музее 2 зала: в первом зале – предметы церковного искусства и археологии, во втором – предметы народного искусства и старинного быта. Посетители могут увидеть древние кресты, монеты, надгробия, изразцы, керамические изделия и даже настоящий ткацкий станок. Паломники могут подняться на колокольню – знаменитую «московскую свечу», откуда открывается один из лучших видов на центр города. В старинной гостиной устраивается чаепитие. Паломники также осматривают часовню Царственных мучеников и, кроме того, крипту – усыпальницу древних москвичей.

Неподалеку в Черниговском переулке расположены 2 храма: Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором и Черниговских чудотворцев св. блгв. кн. Михаила и боярина Федора. В 14-15 веках это было первоначальное место расположения Иоанновского монастыря. Каменный храм был построен еще в начале 16 века. В настоящее время в Иоанно-Предтеченском храме освящен только главный престол Усекновения главы Иоанна Предтечи. Святыней храма является частица мощей свт. Николая Чудотворца, которому был посвящен один из приделов.

Храм Черниговских чудотворцев св. блгв. кн. Михаила и боярина Федора был построен на месте встречи мощей этих великих святых. Богослужения в храме возобновлены, но проводятся изредка. Оба храма имеют одну колокольню, построенную на углу Черниговского переулка и Пятницкой улицы.

В храме иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радосте (по главному престолу – Спаса Преображения) на Большой Ордынке находится единственный в Москве престол во имя Новгородского святого – преподобного Варлаама Хутынского. Нынешний каменный храм строился с конца 18 века до 1830–х годов. Его строили известные архитекторы Баженов и Бове. Главными святынями храма являются иконы: чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радосте и мученика Лонгина Сотника, перед которыми регулярно служатся молебны.

Храм иконы Божией Матери «Знамение».



Храм иконы Божией Матери «Знамение». Ныне существующий храм выстроен на месте старого каменного храма (небольшой домовый храм Нарышкиных), на средства вдовы промышленника и мецената Козьмы Терентьевича Солдатенкова (арх. С.Соловьев) в стиле храмов Равенны VI  в., освящен в 1913 г. В 1932 г. храм был закрыт, отдельно стоящая колокольня разрушена. Внутреннее убранство частично разграблено, частично — передано в музей. Храм Вновь освящен открыт для богослужений в 1991 г. На сегодняшний день — практически полностью восстановлен.

При храме действует воскресная школа.  Святыни, привезенные с Афона — Иверская икона Божией Матери и икона вмч. Пантелеимона.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском



Храм Рождества Пресвятой Богородицы. Первое указание о храме, расположенном на территории нынешнего ландшафтного заказника «Крылатские холмы» на берегу Москва-реки относится к 1554 году. Храм, который вы сможете посетить в ходе паломнической поездки — построен в 1862-1877 (арх. Водо и Стратилатов) на месте одноименного деревянного храма (1714) в селе Крылатское. Некоторое время храм был приписан к Успенскому собору в Кремле. Закрыт в 1936. Здание долгие годы было занято складом дров и тары, затем заброшено. Под предлогом ликвидации ориентиров для фашистских самолетов и артиллерии, осенью 1941 г. были разобраны колокольня (до первого яруса) и завершение храма. В связи со строительством гребного канала в 1970-е годы ХХ века снесены село Крылатское и кладбище, сооpужены новые микрорайоны.
Богослужения возобновлены в августе 1989. Восстановлена колокольня.
Святыня — особо чтимая Рудненская икона Божией Матери. Главный престол — Рождества Пресвятой Богородицы, приставной — Рудненской иконы Божией Матери. При храме — воскресная школа, библиотека, группа милосердия. В овраге, около храма, более 300 лет назад (точная дата не установлена) начал бить родник («рудник»), который ныне почитается как целебный. Здесь же в начале XIX века была обретена Рудненская икона Божией Матери и в память её явления построена часовня (снесена в 1930-х).

Храм прпп. Сергия и Германа Валаамских. (Подворье Валаамского монастыря)



Храм построен в 1901–1904 годах Храм является подворьем Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Престолы: преподобных Сергия и Германа Валаамских, Иерусалимской иконы Божией Матери, святого благоверного князя Александра Невского, святителя Григория Богослова. Святыни: Список с чудотворной Валаамской иконы Божией Матери. Икона святого благоверного князя Александра Невского с частицей мощей.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях



Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690-1693) — построен в  в загородной усадьбе боярина Льва Кирилловича  Нарышкина (дяди царя Петра I) на месте ещё более ранней (1619) деревянной церкви. Каменная двухпрестольная церковь, ставшая «родоначальницей» стиля московское барокко. Архитектор неизвестен, но установлено, что общий проект составлял сам заказчик, а по ряду особенностей исполнения, храм может быть с очень большой вероятностью отнесён к произведениям зодчего Якова Бухвостова, строившего для Нарышкиных.

Предание связывает возведение храма с событиями Стрелецкого бунта 1682 года, во время которого от рук стрельцов погибли Иван и Афанасий Нарышкины. Их младший брат Лев, спрятанный  сестрой (царицей Натальей Кирилловной) дал обет по избавлении от смерти воздвигнуть храм с этим посвящением.

Приступая к описанию храма Покрова Пресвятой Богородицы, необходимо отметить — это совершенно новый тип сооружения, порывающий с вековой традицией строительства православного храма «кораблецем», с запада на восток с постепенным восхождением «горе» — от алтаря, центральную часть храма, через трапезную и колокольню к притвору. Такое расположение архитектурных форм символизирует жизнь христианина как путь и подвиг.

Храм в Филях примыкает к другой традиции столпообразных сооружений, воздвигнутых в России иностранными зодчими, вроде Вознесения в Коломенском, Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове и Покрова на Рву на Красной площади. Характерная особенность этих храмов — отсутствие обширной центральной части и изменение осевой доминанты с горизонтальной на вертикальную.

Латинизация жизни, происходившая в это время в обществе, изменила и религиозную настроенность души. Новое благочестие, укоренённое в душевных переживаниях, требовало сходного выражения и в формах церковного зодчества. По этой причине храмы нарышкинского стиля приобретают динамичный барочный характер. Новый филёвский храм возвышается дерзкой красотой ренессансного по духу, барочного по убранству, стремительного по композиции сооружения.

Чтобы подчеркнуть вертикальную доминанту храма в Филях, строители использовали в тектонически важных местах мотив белоствольной колонны, пронизав всё строение энергией восхождения. Исключительная роль в выявлении общего ритма отведена также белокаменным деталям: шпилям, декоративным щиткам с пальметтами и акантом, гребешковыми навершиями окон и дверей, бегущей волне с пенящимся гребнем. На глазах выстраивается фонтанная горка: от карусельного основания через круглящиеся экседры и боковые главы, паузу четверика и взлёт восьмериков.

Московское благочестие уходит в историческую тень, новое чувство жизни врывается в прорубленное в Европу окно. Понятно, почему царь Пётр I любил бывать у дяди и пожертвовал на украшение глав и крестов храма 400 червонцев из царской казны.

Филёвский храм, объединяющий в себе нижнюю (тёплую) Покровскую церковь и верхнюю (холодную) церковь Спаса Нерукотворного, является признанным шедевром Нарышкинского стиля. Этот яркий самобытный стиль, сложившийся на переходе от Средневековья к Новому времени и ставший ведущим в русском искусстве и зодчестве рубежа XVII-XVIII вв., своим названием во многом обязан именно филевскому храму. Художественные достоинства памятника, а также уникальная сохранность подлинных интерьеров верхней церкви Спаса Нерукотворного, в иконостасе которой есть иконы кисти Карпа Золотарева и Кирилла Уланова — мастеров Посольского приказа, делают его выдающимся произведением русского искусства раннепетровского времени.

Верхний храм — малая домовая церковь, созданная по образцу католических капелл (польских каплиц). Главная икона верхнего храма «Спас Нерукотворный» помещалась в местном ряду справа от царских врат. Её украшали золотая риза, бриллианты, алмазы, изумруды, рубины и другие драгоценные камни. Икона старинного греческого письма была изъята вместе с окладом в 1922 году.

Что касается икон нижнего Покровского храма, то и его иконостас в полном составе до наших дней не сохранился. В документах 1782 г. говорится о возобновлении иконостаса со святыми образами в нижнем храме. Замена же могла произойти после 1812 г., когда в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В настоящее время от первоначального иконостаса сохранилось всего несколько икон. Это центральная часть деисуса, находящаяся сейчас в алтаре над Царскими вратами, и две группы апостолов того же ряда, располагающиеся теперь в трапезной над боковыми арками.

Оглядываясь назад, можно сказать, что XIX век и начало XX-го было временем расцвета приходской жизни фильской святыни. Настоятелем тогда был протоиерей Виктор Гурьев (1876-1910), а старостой — известный благотворитель Павел Шелапутин (1880-1914).
За три века своего существования храм неоднократно осквернялся. В Отечественную войну 1812 года филёвский храм был разорён французами, которые устроили в нижнем храме конюшню, а верхнем — швальню (портняжную мастерскую). Солдаты многоязычной армии расхитили старинные цветные стёкла, привезённые Петром I  после победы под Нарвой, оскверняли русские святыни — употребляя иконы вместо столов и ради шутки одеваясь в священнические облачения. Но священную утварь всё же удалось сохранить замурованной в северной главе храма. (Кстати, в память о событиях 1812 г. в Покровском храме в Филях ежегодно 31 августа (12 сентября) совершалась заупокойная всенощная за всех войнов, убитых в Отечественную войну, а на другой день, 1 (13) сентября служилась Божественная литургия, перед которой пелась панихида о упокоении императора Александра I, князя Михаила (Кутузова) и всех его славных сподвижников. После литургии, совершавшейся архиерейским служением, крестный ход направлялся к Кутузовской избе, где в деревушке Фили в доме прихожанина храма — Михаила Фролова и проходил судьбоносный военный совет).

В советское время храму угрожала гораздо б?льшая опасность. В соответствии с Декретом Совета Народных Комиссаров (СНК) от 23 января 1918 г.«Об отделении церкви от государства и школы», который не просто отрывал жизнь Церкви от жизни государства, а имел целью свести бытие Церкви к исполнению обрядов, а жизнь приходов — к молитвенным собраниям граждан, в начале 1930-х гг. рабочие местного завода №22 имени Десятилетия Октября обратились с просьбой разрешить снести храм, т.к. руководством заводского поселка было решено на этом месте построить гастроном. Несмотря на отказ, руководство завода №22 продолжало настойчивые просьбы; переписка продолжалась, церковь оставалась действующей, пока не было принято решение о её закрытии, категорически запретив снос храма и оставив его в первозданном виде. Община храма за подписями 913 человек (в основном рабочих) обратилась с просьбой оставить храм в её пользовании. Церковь всё же закрыли. Однако этому предшествовало изъятие церковных ценностей в начале мая 1922 г., в пятницу недели жён-мироносиц,  из-за невиданного голода зимы 1921 г.  Всего для передачи в Гохран было изъято 63 наименования изделий из серебра в количестве 145 единиц — 31 риза с икон в обоих алтарях, водосвятная чаша, кресты, 28 лампад и 6 висячих подсвечников — всего изъято серебряных предметов весом 12 пудов 173/4 фунта 10 золотников. А ещё ранее, согласно клировой ведомости храма Покрова в Филях за 1918 г.: «Капитал в количестве 72 272 руб., положенный в Московскую контору Государственного банка, по декрету (Декрет СНК «Об отделении церкви от государства и школы» ред.) аннулирован, и проценты за 1918 г. притч не получил».

Что стало со святынями храма неизвестно. Доподлинно известно лишь, что собранные средства на помощь голодающим не пошли. Полученные от продажи деньги были потрачены на проведение самой кампании по изъятию церковных ценностей: агитацию, техническое обеспечение, карательные операции, зарплату партийного и советского аппарата.

А храм постигла общая участь — разорение. В 1938 г. настоятель храма протоиерей Алексий Глаголев и староста Михаил Ястребов были расстреляны на Бутовском полигоне. Закрытый 14 июля 1941 г. храм был обезглавлен и пришёл в самое жалкое  за всю историю состояние.

Непосредственным поводом для закрытия церкви послужило начало войны и опасение иметь в златоглавом храме ориентир для бомбёжек авиационного завода, расположенного неподалёку. Потому в первые же дни войны в целях маскировки были сняты все пять глав, а над колокольней разобран даже барабан. В колокольнице памятника устроили пост противопожарной и противовоздушной обороны. В нижнем храме во время войны был устроен медицинский пункт скорой помощи, а верхний использовался под склад Дома народного творчества имени Н.К. Крупской, где хранились литература, декорации, художественные поделки и инвентарь. Последнее богослужение в храме состоялось в субботу 12 июля 1941 г., а уже во вторник, 15 июля , в Филях работала комиссия специалистов из ведущих музеев Москвы: Исторического, Центрального антирелигиозного музея, Государственной Третьяковской галереи и из Комитета по охране памятников. Отметив «выдающееся значение для истории древнерусской культуры и искусства, а также сохранность архитектуры и внутреннего убранства», комиссия посчитала необходимым сохранить памятник в нетронутом виде (XVII в.) и превратить его в историко-художественный музей.

Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 в храм попало несколько зажигательных бомб, в конце 1954 г. здание церкви было передано Академии архитектуры СССР. Первоначальный облик храма был воссоздан в результате реставрационных работ, продолжавшихся с перерывами с 1955 по 1980 год. Большую роль в спасении памятника сыграли реставраторы Е.В. Михайловский и И.В. Ильенко.  Решением Исполкома Моссовета от 30 апреля 1971 г. № 18/7 в Филях был организован филиал Музея древнерусского искусства им. А.Рублева. Музей работал пять месяцев в году — с мая по октябрь. Основным объектом  показа была верхняя церковь. После установления электрообогревателей и завершения реставрационных работ в конце 1980-х гг. нижнюю церковь стали испоьзовать круглый год для проведения лекций, концертов и выставок; алтарь функционировал как подсобное служебное помещение и фондохранилище.

С середины 1980-х гг. началось возрождение московских приходов. 24 июля 1991 г. Президиум Моссовета принял решение о передаче московских храмов и монастырей в пользование религиозным организациям, а уже 19 ноября Управление юстиции Исполкома Моссовета зарегистрировало Устав религиозного объединения прихода храма Покрова в Филях Московской епархии Русской Православной Церкви. Это было фактом признания возрождения Покровского прихода и разрешением его уставной деятельности.

В результате неоднократных обращений Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II к Правительствам Москвы и России, после трёхлетнего служения верующими субботних молебнов Божией Матери у стен храма, 30 апреля 2000 г., на Пасху, в Покровском храме была совершена первая за шестьдесят лет Божественная литургия. В настоящее время в храме постоянно совершаются все уставные богослужения. Приход участвует в сохранении старых и создании новых икон храма.

По материалам книги священника Бориса Михайлова. Храм в Филях. История прихода и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях XVII-XX вв. — М.: ОГИ, 2002. 288 с.

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах



Храм построен в 1811–1813 годах на месте нескольких, последовательно сменявших друг друга деревянных церквей, древнейшая из которых появилась здесь, возможно, в конце XV века, когда село принадлежало великой княгине Софье Витовтовне. Постройки великокняжеского дворца сохранялись в Воробьеве до конца XVIII века. Скромная приходская церковь выстроена в формах раннего ампира. Собственно храм представляет собой купольную световую ротонду на четверике, обработанном на боковых фасадах четырехколонными тосканскими портиками. Трапезная (престолы Николая Чудотворца и Сергия Радонежского) имеет скругленные углы — прием, характерный для архитектуры зрелого классицизма. Ее боковые фасады расчленены плоскими пилястрами. Пилястровые же портики декорируют верхний ярус ампирной двухъярусной колокольни. Крыльцо перед входом на западном фасаде колокольни и пристройки по ее сторонам появились во время ремонтов здания в 1858–1861 и 1898 годах. Ограда вокруг церкви относится к тому же времени. В интерьере сохранились ампирные иконостасы, сооруженные при возведении церкви. В храме хранятся святыни: иконы Богоматери «Благодатное Небо» и «Страстная», образ «Господь Вседержитель и Иоанн Предтеча» (все иконы XVII века). По преданию, в 1812 году в церкви (только что отстроенной) молился М. И. Кутузов перед знаменитым советом в Филях.

Храм Живоначальной Троицы в Троице-Голенищеве



Первые yпоминания о Голенищеве восходят ко второй половине XIV века и связаны с именами святителей Алексия и Киприана, митрополитов Московских. По сказанию летописца святителя Алексия (1354–1378) на Голенищевской земле (около теперешней Троице-Голенищевской церкви) был сад, и подле сада, без сомнения, стояли клети и кельи. Преемник святителя Алексия по всероссийской митрополичьей кафедре святитель Киприан особенно полюбил Голенищево. Он избрал для своего пребывания место при впадении речки Раменки в речку Сетyнь, «идеже тогда, — по свидетельству Степенной книги, — бысть оба полы лес мног». Хорошо знавший греческий язык, весьма образованный святитель. Киприан посвящал здесь свой досуг переводу церковных книг (между прочим, и Кормчей) с греческого языка на славянский, положил начало Степенной Книге и написал житие одного из своих предшественников по кафедре — святителя Петра митрополита Московского. «Книги своею рукою писаше, понеже место бе тихо и безмолвно и тайно от всяких плищей» (то есть суеты и шума городской жизни). А на старости лет святитель Киприан уже постоянно жил здесь «и тамо же и разболевся лежаше несколько дний и преставися» 16 сентября 1406 года «в старости велице» на 30-м году своего святительства. Отсюда святые мощи его были перенесены в Москву для отпевания и погребения. Святой Киприан построил в Голенищеве и церковь опричную (особую для себя) во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь эта была, по всей вероятности, деревянная и стояла, надо полагать, на горке и доселе известной под именем Трехсвятской. От святителя Киприана Голенищево перешло к его преемникам; имел здесь пребывание, конечно, и святитель Иона митрополит Московский (1449–1461). Память о нем так утвердилась в Голенищеве, что в 1644 году при сооружении каменной Троице-Голенищевской церкви был при ней устроен придел во имя этого святителя. Село Новое Голенищево явилось позднее, лет через 70 после кончины святителя Киприана. «В лето 6982 (1474),— читаем в летописи,— преосвященный Геронтий, митрополит всея Руси вниз по реке Сетуни, на той же Голенищевской земле, у Алексеева Чюдотворцева сада церковь поставил Иванна Богослова и двор срядил и с теремы и с погребы и с ледники и с всем устроил». Когда именно была Иоанно-Богословская церковь заменена Троицкою, точно указать нельзя, но к 1627 году эта последняя церковь уже существовала и Голенищево называлось уже Троицким-Голенищевым. В 1812 году церковь сильно пострадала от неприятеля. В 1815 году Троицкий храм и Ионинский придел были восстановлены и заново освящены. В 1860 году была построена новая колокольня. Реставрация в начале ХХ века не лишила храм его прежнего своеобразия. В 1930-х годах еще сохранялась живая память о Голенищеве как уделе московских святителей. В день Святой Троицы, незадолго до своей кончины, здесь служил литургию и ходил с крестным ходом к источнику святитель Тихон, Всероссийский Патриарх. Сохранилась фотография этого крестного хода. В 1937 году храм был окончательно разорен, иконы взяты на киностудию «Мосфильм». Позже здесь были сельский клуб, радиостанция Коминтерна, затем картонажная фабрика, заводик декоративных свечей, и, наконец, склад и нотная библиотека Гостелерадио СССР. В 1991 году храм был возвращен верующим, а настоятелем его назначен священник Сергий Правдолюбов. Первый молебен состоялся 8 января 1991 года у стен храма, прямо на снегу. Великим постом 1991 года начались службы в нижнем ярусе колокольни. 17/30 марта 1991 года, когда Церковь вспоминала воскрешение праведного Лазаря, воскрес и храм: был освящен престол во имя святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и Всех священномучеников, мучеников и исповедников Российских. В колокольне храма была совершена первая Божественная литургия. Пасхальная служба 1991 года совершалась также на улице, на крыльце храма: маленькая колокольня не могла вместить верующих. А в самом храме оставались склад и нотная библиотека. Вскоре богослужения переместились в трапезную-коридорчик. 24 июля 1991 года в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги первая литургия была совершена в самом храме. 2 августа 1991 года, в день святого пророка Божия Илии, имущество Гостелерадио было вынесено из храма, а 27 августа, в канун Успения Божией Матери, вся территория храма была полностью освобождена. Без всякого специального подбора, Промыслом Божиим, в храме образовался вполне стройный и гармоничный набор колоколов, частично подаренных и частично приобр