-
Святыни Московского Кремля
Кремль. Каждому православному человеку особо дорого это место и его святыни. Сердце и центр «Москвы — третьего Рима». Поклонитесь и припадите к его земле верующие и сумнящиеся!
Кремль – резиденция великих князей московских, русских царей, московских митрополитов и Патриархов. Здесь возносили они свою молитву к Богу за землю нашу и ее народ. В Успенском соборе совершались торжественные церемонии «посажения на стол», венчания на царство, коронование русских императоров. В нем происходила интронизация московских митрополитов и Патриархов. Кремль, его соборы и дворцы собрали под своими сводами множество святынь православия. Уникальные настенные росписи и фрески, иконостасы, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, Гвоздь Господень, свв. мощи свтт. митрополитов Петра и Ионы, митрополита Макария и свт. Патриарха Иова, свтт. Митрополитов Феогноста, Киприана и Фотия, посох свт. Митрополита Петра. Совершая экскурсии по территории Кремля, его соборам и в Патриаршие палаты, Вы сможете прикоснуться к этим святыням, почувствовать ту неизмеримую любовь русского человека к Богу, которую он воплотил в камне и металле, дереве и красках.
Оставьте свои неурядицы и скорби, праздное веселие суетного мира. Приидите, прикоснитесь к величественным стенам собора Успения Пресвятой Богородицы и Вы почувствуете насколько ничтожно мала наша жизнь пред его древностью. Какова же она пред вечностью, искупленной для нас распятым Господом нашим Иисусом Христом?!
-
Монастыри Москвы
Монастыри России – удивительнейшее явление русской жизни. «Как морская раковина вбирает в себя шум волн и звучит им, так и монастыри вобрали в себя шумы русской истории и звучат ими века и века». Монастыри – это и каменная летопись русского зодчества. Возводимые, как правило, в живописных, открытых местах, на неприступных береговых кручах и островах, они настолько сливаются с природой, поражая мощью стен и башен, блистающим многоглавием церквей, что трудно даже представить то или иное место без этих сооружений, так они неотделимы от окружающего пейзажа. Незабываемо прекрасен каждый монастырь!
Основание самых ранних московских монастырей относится к 13 и 14 векам. Когда-то монастыри окружали Москву в качестве оборонительных сооружений. Наиболее значительными были монастыри, поставленные у главных дорог: Спасо-Андроников, Симонов и Новоспасский, Свято-Данилов, Донской, Новодевичий. Эти монастыри-сторожи были значительно крупнее городских, стояли примерно на равном расстоянии друг от друга и ожерельем небольших городов-крепостей окружали Москву. Каждый был виден из соседнего, а все вместе – с колокольни Ивана Великого. Другие же монастыри расположились в центре Москвы: Алексеевский, Андреевский, Варсонофьевский, Вознесенский, Георгиевский, Зачатьевский, Заиконоспасский, Златоустовский, Знаменский, Ивановский, Крутицкий, Покровский, Никитский, Рождественский, Сретенский, Страстной, Высоко-Петровский и Чудов. Многие из них снесены с лица земли, на их месте разбиты парки, построены стадионы, различные здания. Монастыри – это подлинные центры христианской духовности, это школы благочестия и добродетели, здесь особенно глубоко и свободно дышалось православному паломнику, здесь он ощущал особую близость к «небесному» и мог получить утешение или наставление и здесь же его встречали земным поклоном.
-
Святыни Православной Москвы
Православная Москва! Многие столетия собирала она свои святыни. Начиная с первого, древнейшего храма в честь Рождества Иоанна Предтечи и кончая храмом Христа Спасителя, воскресшего на наших глазах. Святыни Православной Москвы это и чудотворные иконы, и мощи и могилы праведников, святые источники, иные христианские реликвии.
Издавна христиане заметили благодатную силу молитвы перед чудотворной иконой, особую помощь тех или иных угодников Божиих в разных бедах и нуждах, цельбоносную силу источников и стали прибегать к ним, прося помощи и заступничества перед Господом. Эта же благодать нисходит и при молитве перед святыми мощами или на могиле святого угодника Божия. Святой Иоанн Дамаскин писал, что «святые и при жизни исполнены были Св. Духа, когда же скончались, благодать Святаго Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их, — не по существу, но по благодати и действию».
Святыни православной Москвы являются неисчерпаемым источником силы нашего народа. Москва, впитав в свою историю все самые решающие для жизни страны события, имеет в лице своих святынь свидетелей своего духовного основания и величия, выверенных веками суровых испытаний.
-
Чудотворные Иконы
Чудо творит Господь по вере нашей. Почитая икону, мы поклоняемся не доске, а Тому, Кто на ней изображен, воздавая через образ поклонение Первообразу. С тех пор, как сам Спаситель в лице Своего возлюбленного ученика Иоанна Богослова поручил нас при Кресте попечению Своей Пречистой Матери, не прекращаются чудеса милости Божией, явленные Её ходатайством о нас грешных пред Престолом Всевышнего.
Чудотворными могут быть и иконы Иисуса Христа, и Святой Троицы, и Пресвятой Богородицы, и ангелов, и угодников Божиих (например, свт.Николая Чудотворца, прп.Сергия Радонежского, прп.Серафима Саровского, вмч. и целителя Пантелеймона). Трудно перечесть все случаи явления икон и обретения их в самых неожиданных местах: на деревьях, на воде, сокрытых в земле, в подвалах, на чердаках, на поле в траве, на источниках. О своей благодатности обретенные иконы свидетельствовали чудотворениями и случаями скорой помощи.
-
Московские кладбища
Кладбища были непременным элементом городского пейзажа в средневековье. Неумолимое время и бурный рост многих русских городов стирали древние кладбища с лица земли, приводили к исчезновению храмов — усыпальниц. Все это в полной мере относится и к Москве, особенно к ее старым, центральным районам. Сегодня мало кто из жителей столицы, живущих в центре города или работающих здесь, знают о том, что на месте многих улиц и площадей, зданий, построенных здесь в 19-20 вв., располагались древние кладбища при храмах и монастырях. И лишь случайные находки во время ремонтов домов, прокладки городских коммуникаций, линий метро и дорог, напоминают о них нашим современникам. В начале 20 столетия задача спасти от забвения память о погребенных когда-то на московских кладбищах людях взял на себя член царской фамилии вел. Князь Николай Михайлович, ставший покровителем и издателем труда «Московский некрополь». Поминовение усопших с высокой мудростью завещано нам людьми святой жизни. Молитва за души их перекидывает от нас к ним, от них к нам неосязаемый мостик и обещание встречи.
-
Из истории Москвы. Обзорные экскурсии. Забытых улиц имена. Лица московских площадей. Знаменитые мужи московские
В толковом словаре русского языка В.И. Даля слово заповедный означает: особенно дорогой, заветный, а потому тщательно оберегаемый, неприкосновенный. Заповедные места Москвы дороги и близки сердцу каждого москвича. Улицы и площади столицы — своеобразная экспозиция под открытым небом. Заповедные места столицы открывают свое очарование по-разному в наших экскурсиях. У каждого из них своя богатая история.
При взгляде на Москву с любой из Поклонных гор широко раскрывается общая панорама города с монастырями-сторожами на подступах, опоясанного стенами, утопающего в садах, с затейливыми кровлями палат, в узорочье церквей, дворцов и с морем золотых глав.
Москва — нечто большее, чем город, большее, чем столица. «Кто был в Москве, знает Россию», — писал Н.М. Карамзин. Москва кажется целой страной, даже планетой, и каждый открывает для себя свою историю знакомства с ней. Мы предлагаем увидеть Москву церковную, златоглавую, совершить путешествие «в глубь веков и в глубь Москвы». Исстари Москву называли сорок сороков, и славилась, да и сейчас продолжает свою немеркнущую славу, она множеством монастырей, храмов, церквей. Можно привести много известных и неизвестных цитат известных и совсем неизвестных авторов, но ясно одно – Москва для каждого есть драгоценный дар, который одаривает любого, кто соприкоснется с ней. И чем глубже знакомство, тем родней и ближе сердцу она. Мы предлагаем знакомиться, постигать и открывать Москву вместе с нами.
- Небесные Покровители Москвы
Московские святители и святые благоверные князья, преподобные и праведные, блаженные московские чудотворцы – с каждым из них связаны легендарные события, одухотворяющие историю Москвы. Совершив подвиг святости в жизни, святые и после смерти остаются нашими покровителями на небесах и предстоят за нас перед Богом. А святость для русского самосознания – это избранничество Божье.Свидетельством того, что святой предстоит за нас перед Богом, являются чудеса, происходящие либо от икон святого, либо от мощей святого. Дни обретения мощей святых вносятся в церковный календарь как дни празднования их памяти, наряду с днем празднования памяти святого в день кончины (не в день рождения, как у простого смертного) – это день пришествия его в Церковь Небесную и представление его Господу. Храм, где покоятся мощи святого, становится святым местом для верующих.
- Огни Православной Москвы. Вечерние поездки.
«Огни Православной Москвы» — цикл вечерних экскурсий по столице с посещением храмов и монастырей, центральных площадей и проспектов: Красной площади, набережной Кремля, обзор панорамы столицы с патриаршего моста и Воробьевых гор, храмы с подсветкой. Архитектурно-художественная подсветка творит подлинные чудеса, придает вечерней Москве неповторимое очарование. Мы увидим почти все основные архитектурные ансамбли, сияющие необычайным светом — это Московский Кремль и Поклонная гора, храм Христа Спасителя, вокзалы, гостиницы, здание Университета, мосты через Москву-реку. Освещены более 100 самых значимых сооружений города. Они кажутся парящими над землей. Во время этих поездок паломникам предоставляется возможность увидеть неповторимую вечернюю Москву. - Легенды старой Москвы
Москва до сих пор хранит множество тайн и загадок. Есть в многовековой летописи Москвы секреты, над которыми ломают головы вот уже несколько поколений ученых. Даже время рождения Москвы до сих пор остается тайной. А само имя — «Москва»? Откуда оно появилось? Связано ли это с названием реки, а потом поселением на ее берегах? Тайны Сухаревой и Тайницкой башен, Хитрова рынка, Трубной площади, история княжны Таракановой, о секретах тайной канцелярии и загадках старинных особняков… О многих московских тайнах – больших и маленьких, интересующих и ребят и взрослых, мы с вами поговорим на наших экскурсиях. -
Москва дворянская
Экскурсии этого цикла посвящены минувшей эпохе и главному ее действующему лицу – московскому дворянству.Дворяне — первоначально служилые люди князей и бояр, заменившие дружинников. Московские дворяне — одна из основных чиновных групп в составе Государева двора конца XVI – начале XVII в. Их служба носила, в основном, «общегосударственный» характер. Дворяне служили воеводами в городах и полках, во время царских походов охраняли стан государя; служили судьями, отправлялись послами за рубеж и в подавляющем большинстве принадлежали к княжеско-боярской аристократии. Представители дворянства внесли неоценимый вклад в русскую науку, медицину, историю, филологию, математику, физику. Многие святые русской православной церкви, — наши молитвенники, — тоже были из числа дворян.
- Москва купеческая
По мере успокоения государства, когда не грозили постоянные набеги татар, и, по мере роста московской торговли, посадские люди стали переселяться в Замоскворечье, устраивая здесь свои жилые дома и оставляя в Китай-городе свои лавки. В XVII в. Замоскворечье сделалось излюбленным средоточением купеческого сословия. Купечество укореняет здесь свой образ жизни и характерный быт, столь живо и ярко воспроизведенный в пьесах великого уроженца Замоскворечья А.Н. Островского. Хотя строительный «бум» на рубеже нашего столетья коснулся и открытой им «неведомой русской литературе страны», и в ней много примет нашего времени, все же современный облик замоскворецких улиц определяют, в основном, многочисленные церкви – памятники архитектуры и старые здания лавок, лабазов, приземистых жилых домов купечества, составляющие каменную летопись «мертвого царства» дореволюционной Москвы. - Москва усадебная
Термин «усадьба» в его понимании, близком к современному, прослеживается с 17 века, хотя появление первых усадеб относится к более далекому прошлому. В.И. Даль в своем знаменитом «Словаре живого великорусского языка» произвел термин «усадьба» от слова «усада», определяя усадьбу как «господский дом на селе, со всеми ухожами (угодьями), садом и огородом». На протяжении 18-19 веков в Москве и на окраинах Подмосковья было создано много городских и загородных дворцов, усадеб, дворцово-парковых ансамблей. Расцвет строительства усадебных комплексов приходится на конец 18 — начало 19 века. Параллельно с загородными дворами существовали усадьбы, устроенные в вотчинах и поместьях, откуда в город доставляли сельскохозяйственную продукцию (со временем некоторые из них также оказались в черте столицы, перестав быть «подмосковными» в прежнем значении этого слова).Трагедия пришла после Октябрьского переворота 1917 года, когда все усадьбы были национализированы, а их владельцы изгнаны. Ценности, хранившиеся в подмосковных усадьбах, были вывезены в столицу, многие усадьбы и церкви при них – уничтожены, а сохранившиеся заняты различными учреждениями: санаториями, домами отдыха, больницами, школами, колхозами; ближайшие к городу усадьбы были переданы различным научно-исследовательским институтам. То, что сохранилось и дошло до наших дней, является лишь малой частью некогда огромного усадебного наследия, с которым мы вас и хотим познакомить на наших экскурсиях. - Москва утраченная
Многочисленные московские пожары беспощадно уничтожали деревянную Москву. В летописи 16 века отмечено «6 великих пожаров московских, когда сгорал почти весь город. А пожары, испепелявшие десятки и сотни домов, случались почти ежедневно. Разрушали Москву и иноземные захватчики. Поэтому памятников древнего зодчества сохранилось очень мало. Тем дороже то, что уцелело по воле случая и донесло до наших дней неповторимое искусство русских мастеров. Каменными в давние времена строились главным образом, церкви, что и помогло им противостоять огню и мечу, хотя многие из них погибли в 1930-50 гг. В городской черте дореволюционной Москвы действовало около 550 храмов. В результате богоборчества и гонений против церкви и верующих к началу Великой Отечественной Войны открытыми для богослужения остались около 40 храмов. - Святые Угодники Божии
Святых людей мы называем Угодниками Божиими, потому, что они, живя на земле, угодили Богу своей праведной жизнью и ныне, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле.Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребреники, блаженные, праведные, исповедники.
Святостью жизни, примером благочестия и самоотвержения, русские святые явили себя достойными почитания. Одних делателей винограда Христова сменяли другие, и Россия утверждалась в православии, видя деяния святых, знамения и чудеса не только при жизни, но и по кончине их. По милости Божией не прервана в нашей Церкви и традиция старчества. Старцы — истинные пастыри, способные научить свою паству идти путем послушания Церкви, путем покаяния, милосердия, любви к ближним и своей Отчизне. Мало их – светильников Божиих, но тем ценнее для нас спасительный благодатный свет их жизни, тем дороже их пастырское слово.
Многие святые угодники Божии получили особую благодать от Бога, и Он удостоил их быть ходатаями перед Ним в избавлении от скорбей и телесных недугов наших, в которых они сами были искушены, они и после смерти могут помогать людям в различных случаях жизни. Святые незримо участвуют в нашей беседе с Богом. Они как и прежде были просителями милости Божией, так и до ныне стоят перед Богом, слышат молитвы людей, живущих на Земле, и многократно усиливают ее.
Нужно помнить: чтобы молитва была услышана, молиться святым угодникам Божиим следует с верою в силу их ходатайства перед Богом, словами, идущими от сердца.
В своих молитвах мы обращаемся к Богу, к Пресвятой Богородице, к святым Ангелам и святым людям – угодникам Божиим, потому что ради них Господь Бог скорее услышит и нас грешных, наши молитвы.
-
Святые Жены Руси
Русское благочестие веками питалось идеалами, воплощенными русскими святыми, от горения их духа возгорелось духовное пламя в сердцах многих русских людей. Поэтому и стали называть Русь Святой. И она поистине стала Святой, потому что высшей ценностью, целью к которой устремилась соборная душа народа, стала святость. Путь женской святости в истории Русской Православной Церкви озарен сиянием Самой Пречистой Богородицы.Малое число святых жен русских нисколько не умаляет их подвига – они стали достойными «помощницами» своих святых братьев, отцов, мужей, сыновей. В духовной жизни и духовной брани побеждают не числом. Прославляет святых Господь, а не человек, и на примере святых жен Руси мы видим подтверждение этому. Прославление их совершалось после явных знамений, чудесных исцелений, открытия нетленных мощей, подтверждающих их святость.
-
Благоверные князья
Люди любят отыскивать в прошлом объяснение настоящему. Тем более дорого всякой земле видеть, как сила духа, которою издавна она отличалась, не угасла, но переходила из рода в род, и как веяние этой силы по временам воплощалось в особенно ярких образах. Во главе православных обладателей Земли Русской стоит величавый образ равноапостольного великого князя Владимира Киевского, внука равноапостольной княгини Ольги, первой, быть может, христианки на Руси, и отца князей-мучеников Бориса и Глеба. Словно по примеру Вселенской Церкви, которая утвердилась на крови мучеников, принесла от себя молодая династия Руси, в утверждение молодой Русской Церкви мученический подвиг Бориса и Глеба, верных сыновей, покорных подданных старшей братии.Подобно Владимиру святому, много было святых из благословенного дома внука Ярослава, Владимира Мономаха. Своему потомству он оставил в наследие добродетельные нравы, заботы о тишине Руси, незлобие, уважение старших, силу молитвы, славные победы.
Внук Владимира Мономаха от другого сына, Андрей Боголюбский, который первый обратил свой взор на ту срединную Русь, где совершилась потом главнейшая часть русской истории, погиб мученической смертью.
В числе московских князей стоит сын Александра Невского св. Даниил Александрович Московский. Народ назвал св. князя Данила, скончавшегося иноком своего Данилова монастыря и оставившего в утверждение Москвы свои мощи, Богоснабдимым, а впоследствии над его потомством сбылись слова летописца: «Праведное семя его возлюбил Бог». Обязательно надо вспомнить и блгв. князя Дмитрия Ивановича, внука Ивана Калиты, которого после победы на Куликовом поле стали именовать Донским.
-
Новомученики и Исповедники Российские
Покров Пресвятой Богородицы простирается над Русью, а молитва новомучеников и исповедников Российских и всех святых Божиих земли нашей освещает путь к Богу православному народу.Жизнь и смерть святых мучеников и подвижников есть воплощенный идеал истинного, духовного и возвышенного жития. Для нас, простых смертных, она может показаться странной и непонятной. Душа иного подвижника так чиста, так свободна от всего греховного, что нам трудно это представить.
Человек может годами молиться, ходить в храм, соблюдать посты, но совершенно не разуметь, что такое духовная жизнь. Религиозная жизнь вписывается для такого человека в рамки материальной жизни, часто подчиняясь ее законам. Иногда сам Господь будит человека – видением, чудом, обстоятельством, и тогда человек всем сердцем обращается к Богу; или пробуждает душу словом другого – Своего избранника. Всегда на Руси существовали светильники Божии – великие подвижники, молитвенники и нищелюбцы. В начале 20 века наша Россия обогатилась великим сонмом мучеников и исповедников. И многие заблудшие души освящались молитвами этих святых подвижников.
«Святые мученики, исповедники и праведники российские, молите Бога о нас!»
- История Дома Романовых
Значение царя для любого народа невозможно переоценить. Без царя люди могли жить «по правде» только тогда, когда они жили под непосредственным водительством Божиим. Такие счастливые времена мы могли наблюдать лишь в Земле обетованной в эпоху судей. Избранник Господень стал олицетворением законной власти на земле. Самодержавный царь сверяет свои деяния лишь с законами Божиими, печется прежде всего о душах вверенных ему Господом людей и только пред Ним, Вседержителем, ответственен за свои повеления.От царя зависят судьбы его подданных и всего государства.
21 февраля 1613 года на московский престол был избран шестнадцатилетний боярин Михаил Федорович Романов, которому суждено было стать родоначальником новой династии. Это избрание явилось следствием целого ряда событий русской государственной жизни, насупивших со смертью последнего потомка московского князя Ивана Калиты царя Федора Иоанновича. Со всей 300-летней историей династии русских царей от первого царя – Михаила Федоровича до последнего – Николая II, расстрелянного вместе со всей семьей в июле 1918 года.
-
Государева дорога
Вероятно, первый путь, в который вышел человек, надолго оставив свой дом, был торговым. Сколько их проторено с тех пор! Ни войны, ни стихийные бедствия, ни моря и океаны не могли остановить торговые караваны. На пересечении торговых дорог, водных и сухопутных, как защитники и прибежище, возводились крепости. Вокруг них росли города, основывались государства.
От Адама и Каина начался путь покаяния и возвращения человека ко Творцу своему. Тесен и тернист был он во все века и народы! Ной, Авраам, Лот и жена его, Илия, Моисей, Петр, Савл, Фома и Иуда Искариот. Один Путь, но разные дороги, которыми идет человек!
Господь завещал принимать приношения Ему от всякого человека, у которого будет усердие, от трудов его, а всякое дело освящать молитвой. По Его обетованию устроена была скиния – «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них» (Исх. 25:8).
Помня это завещание, люди возводили храмы, церкви и часовни, принося в них жертву Богу и молитву о спасении и помощи. С тех пор тесно переплелись обе дороги – дорога к храму и торговый путь. Проезжая сегодня по улицам большого города, вспомним ли мы историю их основания. Современные улицы: Никольская и Лубянка, Сухаревская площадь, проспект Мира и Ярославское шоссе — древняя дорога из Киева и Смоленска в Ростов Великий, Суздаль и Владимир, к Белому морю и городу Архангельску. По ней в монастыри этих земель шли богомольцы на поклонение святыням. Для пешего и конного опасен был путь. Но ни непогода, ни дикие звери не могли остановить идущего с верою и молитвою. С момента своего основания преподобным Сергием Радонежским обитель Троицы Живоначальной самым тесным образом была связана с жизнью страны, с надеждами и чаяниями Руси. Цари, князья, митрополиты, простой люд, отроки и иноки искали молитвенного утешения, старческого вразумления в её стенах.
Около полутора часов пути от центра Москвы занимает в наше время дорога в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Всего лишь полтора часа и мы у стен святой обители, на земле, освященной вековой молитвой наших предков. Господь благословил место сие на молитву. Вчера и днесь зовет Он нас: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).
-
Православие и Архитектура
С самого начала своего существования Москва была центром православия. Невероятное по своему размаху церковное строительство развернулось в столице.Храмовая архитектура — удивительный пример сотворчества Бога и человека. Это славословие в камне, обращенное к Богу. Появление и развитие христианской архитектуры стало возможным после принятия христианства Константином Великим. Но сколь богатые плоды в зодчестве приняла Земля русская после принятия христианства в 10 в. Где еще в православном мире можно найти такое богатство и разнообразие архитектурных стилей?! Экскурсия «Православие и архитектура» дает возможность ознакомиться с шедеврами церковного зодчества Москвы от древнейших памятников 14 века, далее расцвет архитектуры 16-17 веков, развитие западно-европейского барокко в самобытный нарышкинский стиль. Также мы посмотрим памятники в стиле классицизма и нового времени. Ничто так полно не характеризует эпоху как архитектура.
…Едва ли где-либо рассыпано в архитектуре столько чисто живописных красот, столько восхитительных кусков и столько сочных деталей, сколько видишь их в счастливо уцелевших до наших дней уголках Москвы. (И.Грабарь)
- Православные писатели и поэты в Москве
«О Москва, Москва! Жить и умереть в тебе, белокаменная, — есть верх моих желаний». В.Белинский.Ни один русский город не связан так с литературой, как Москва. Дома, улицы, бульвары и площади буквально сроднились с романами, поэмами, песнями, — они неотрывны от писательских биографий и воспринимаются ныне как живые страницы литературы. В стихах, письмах, повестях, романах, дневниковых записях мы постоянно встречаем мысль, которую взволнованно высказал Белинский:»…нигде сердце русского не бьется так сильно, так радостно, как в Москве.» Русскую же литературу невозможно отделить от православия.
Тверской бульвар называют литературной слободой, да и верно, он широко известен всей читающей публике. Он упоминается в произведениях Пушкина, Лермонтова, в романах Льва Толстого, в очерках Чехова и других писателей. Атмосферу пушкинской Москвы передает Пречистенка, где сохранились дома, построенные в стиле классицизма и хранящие память о поэте и его окружении. Старая Москва – архитектурное воплощение «Войны и мира». Москва – также родина и Ф.М. Достоевского. И.С. Шмелев, его книга «Лето Господне» изображает жизнь Москвы прошлого глазами ребенка. Б.К.Зайцев также писал о незабвенной Москве.
Академик Д.С. Лихачев писал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять, чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена». Цель этих экскурсий – познакомиться с памятными местами, связанными с жизнью и творчеством Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя, Тургенева, Достоевского: тех писателей и поэтов, которые составляют славу России — золотой век ее словесности.
-
Церковное искусство. Иконописцы
Церковное искусство является одним из обширных и важнейших аспектов христианской веры. Иконопись, фресковая живопись, лицевое шитье – свидетельство красоты и истинности православной веры. Монументальная живопись и иконописание московских церквей потрясает воображение.
Слово «икона» происходит от греческого «эйкон» — образ, изображение. Древнерусские иконописцы сами готовили себе краски, затирая их на яичных желтках, и яичная эмульсия со временем затвердевала, приобретая необыкновенную прочность. Иконы выдерживались и по году, и по два, и только потом их покрывали олифой, чтобы краски звучали свежо и интенсивно. Древнерусская живопись, как правило, безымянна. Иконопись – это способность выразить христианские догматы и положения, «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. От домонгольского периода сохранилось около 30 икон. Все они свидетельствуют о византийской традиции в древнерусском искусстве, которая четко проявлялась в иконописи и Киева, и Новгорода, и Ростова. В 14 в. уже действуют новгородская, псковская, тверская, ростово-суздальская и московская школы живописи. На смену официальной, строгой византийской иконе пришла русская, более мягкая и задушевная, более проникновенная. Известны нам и имена выдающихся иконописцев 14 и 15 веков – Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.
- Старообрядчество в Москве
17 век стал своего рода переходным временем в истории нашей страны – от России древней, традиционной, к России новой, поэтому столетие оказалось весьма противоречивым и вместе с тем очень динамичным периодом в развитии всей отечественной культуры.В общественном сознании укрепляется мысль о русской нации, России и Москве как новом народе, государстве и городе, избранных Господом. Многочисленные нововведения, связанные с церковной реформой, вызвали резкое неприятие как у части священнослужителей, так и у простых верующих. Так возникло движение защитников «древнего благочестия», которое со временем стало именоваться старообрядчеством.
Старообрядчество (или староверие) – это общее название движения русского духовенства и мирян, сохраняющих церковные традиции древнерусской православной церкви и отказавшихся принять церковную реформу 1653-1667 гг. Старообрядцы выступали за сохранение самобытности России и Русской Церкви. Свою правоту старообрядцы обосновывали решениями Стоглавого Собора 1551 года.
Религиозно-философским основанием старообрядчества в середине 17 в. стало учение о России как «Третьем Риме». Г.Флоровский писал: «Антихрист есть тема и тайна русского раскола». Следствием учения об уже состоявшемся воцарении антихриста стала мысль о самом скором «конце света». Крупнейшим деятелем раннего старообрядчества стал протопоп Аввакум Петров (1620-1682).
Старообрядчество никогда не было единым движением ни в организационном, ни в идейном отношении.
Противоречия между московским Патриархатом и старообрядчеством сохранялись вплоть до 20 века. На Поместном соборе 1971 года Русская Православная Церковь Московского Патриархата сняла анафемы на старые обряды. Однако определенные разногласия между нею и старообрядчеством продолжают су
Источник palomnik.su — здесь Вы можете заказать или поучаствовать в любой понравившейся Вам экскурсии по святым местам Москвы. Желаем приятного времяпрепровождения.