Святыни Московского Кремля

Кремль.  Каждому православному человеку особо дорого это место и его святыни. Сердце и центр «Москвы — третьего Рима». Поклонитесь и припадите к его земле верующие и сумнящиеся!

Кремль – резиденция великих князей московских, русских царей, московских митрополитов и Патриархов. Здесь возносили они свою молитву к Богу за землю нашу и ее народ. В Успенском соборе совершались торжественные церемонии «посажения на стол», венчания на царство, коронование русских императоров. В нем происходила интронизация московских митрополитов и Патриархов. Кремль, его соборы и дворцы собрали под своими сводами множество святынь православия. Уникальные настенные росписи и фрески, иконостасы, чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, Гвоздь Господень, свв. мощи свтт. митрополитов Петра и Ионы, митрополита Макария и свт. Патриарха Иова, свтт. Митрополитов Феогноста, Киприана и Фотия, посох свт. Митрополита Петра. Совершая экскурсии по территории Кремля, его соборам и в Патриаршие палаты, Вы сможете прикоснуться к этим святыням, почувствовать ту неизмеримую любовь русского человека к Богу, которую он воплотил в камне и металле, дереве и красках.

Оставьте свои неурядицы и скорби, праздное веселие суетного мира. Приидите, прикоснитесь к величественным  стенам собора Успения Пресвятой Богородицы и Вы почувствуете насколько ничтожно мала наша жизнь пред его древностью. Какова же она пред вечностью, искупленной для нас распятым Господом нашим Иисусом Христом?!

Кремль. Территория. Соборы. Храм Ризоположения

Москва является в сознании миллионов людей, как русских, так и иностранцев, символом России. Московский Кремль – это центр Православной России.

Первопрестольная Москва! Ей был дан избранный удел: стать местом пребывания Первосвятителей Русской Православной Церкви, начиная со Святителя Петра, митрополита  Московского, всея Руси чудотворца.

Златоглавая Москва, воплотившая в себе истинное Православие, стала средоточием этого Православия. И Святители, занимавшие Престол Московский всеми Предстоятелями древнейших Церквей – Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской – были признаны равночестными им в высоком достоинстве Патриархов Московских и всея Руси.

Православные храмы! Образ духовной красоты, воплощенная молитва.

В 1367 году великий князь Дмитрий Донской отдал приказ начать возведение стен и башен Кремля из белого камня. По всей Москве появилось множество белокаменных церквей. После этого Москву стали называть “белокаменной” и “град сорока сороков церквей”.

В конце ХV столетия окончательно сложилось централизованное Русское государство. Во время правления московского князя Ивана III Москва настолько возвысилась над прочими городами Древней Руси, что стала не только духовным центром Всея Руси, где находилась кафедра митрополита в Успенском соборе Кремля, но и столицей всех объединенных русских княжеств.

Со временем, когда белокаменные кремлевские укрепления обветшали,  в Кремле началось строительство новых мощных стен и башен из красного кирпича, но название “белокаменная” сохранилось за Москвой и по сей день.

В Москву прибыли лучшие итальянские архитекторы: Петр Антонио Солярио, Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Алевиз Новый  и многие другие, приглашенные в столицу великим князем. Они работали в тесном контакте с русскими мастерами, уча их и учась у них, принимая во внимание не только своеобразные местные условия строительства, но и впитывая оригинальные традиции русского зодчества. На территории  Кремля появились величественные Успенский и Благовещенский соборы, Грановитая палата. Была заложена первая княжеская усыпальница – Архангельский собор.

С Успенским собором Московского Кремля связаны важнейшие события церковной и общественной жизни Русского государства. В 1547 году в Успенском соборе торжественно венчался на царство первый русский царь Иоанн Васильевич. И с этого времени здесь короновались все русские государи.

Святынями храма являются: иконы Спас “Ярое око”, Троица, Успение Пресвятой Богородицы; в соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох свт. Петра, митрополита Московского; мощи Московских митрополитов.

В Благовещенском соборе – домовом храме московских царей – хранились самые значительные дары, привозимые государям греческими патриархами и епископами начиная с ХV века. Среди них особое место занимают мощи вселенских святых. В Благовещенском соборе с ХV по ХVIII век будущие российские государи принимали Святое Крещение и брачный венец. С ХV по ХХ век духовники государей назначались настоятелями Благовещенского собора.

Построенная в 1450 году в Кремле как домовый храм московских митрополитов, церковь в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, сохраняет память о милости Божией Матери, оказанной русской столице по горячей молитве Святителя Ионы  в праздник Положения Ее Ризы во Влахерне. В 50-х годах ХVII века в связи со строительством нового здания Патриарших покоев церковь Ризоположения стала дворцовой и была соединена переходами с покоям цариц и царевен.

Кремль. Территория. Патриаршие палаты

История Кремля –  запечатлена в его величественных стенах и башнях, златоглавых соборах и церквах, великолепных дворцах и палатах. Это культурный духовный и политический центр нашей Родины.

Одним из замечательных памятников военной техники и литейного искусства ХVI-XIX вв. является Царь-пушка – самое большое по калибру орудие в мире.

В старину Царь-пушка стояла в Китай-городе и должна была защищать переправу через Москву-реку и Спасские ворота Кремля.

На каменном постаменте у колокольни Ивана великого стоит Царь-колокол. Это самый большой из всех существующих колоколов мира. Он не имеет себе равных и по художественному литью. Вес колокола 12 тысяч пудов, или 200 тонн. Поверхность колокола украшена тонким рельефным рисунком, изображениями царя Алексея Михайловича и царицы Анны Иоановны, а также пятью иконами и двумя надписями, в которых излагается история отливки колокола.

Рядом с Успенским собором находятся Патриаршие палаты и пятиглавый собор Двенадцати апостолов, построенные в 1635-1656 гг. русскими мастерами Антипом  Константиновым и Баженом Огурцовым.

Патриарший дворец, разоренный в Смутное время, был восстановлен Патриархом Филаретом. Патриарх Никон в первый год своего патриаршества начинает грандиозные работы по возобновлению патриаршей резиденции. Дворцовый комплекс занял новую территорию – бывший дворец Бориса Годунова, и на его месте, а также на месте разобранной церкви Соловецких чудотворцев в 1652-1656 годах был построен величественный пятиглавый храм, который предполагалось освятить во имя святого апостола Филиппа. Но освящен он был лишь в 1681 году во имя Двенадцати апостолов. Большой временной разрыв между окончанием постройки и датой освящения объясняется тем, что в 1658 году между Патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем произошел конфликт. Патриарх Никон был отправлен в ссылку, а строительные работы на Патриаршем дворе прекратились.Храм же стоял неосвященным до 1681 года. Собор Двенадцати апостолов  — и домовый, и надвратный одновременно. В настоящее время в церкви Двенадцати апостолов установлен иконостас ХVII-XVIII веков, перенесенный из уничтоженного Вознесенского монастыря. Сегодня весь второй этаж Патриаршего дома включая храм, трапезную, Крестовую и другие палаты, занимает экспозиция Музея прикладного искусства и быта России ХVII века.

Патриарший двор состоял из целого ряда палат, комнат, переходов  лестниц, сделанных в толще стен. Многие из этих сооружений сохранили свой древний вид и дошли до наших дней. Самая большая и торжественная бесстолпная палата – Мироварная, где варилось миро. Святое миро, употребляемой в Православной церкви при таинстве Миропомазания, которое совершается вслед за таинством крещения, употреблялось в старой России также при короновании государей. Порядок приготовления святого мира практически не отличается от существующего ныне.

Кремль: Алмазный фонд

Краткая историческая справка:

Фонд был создан в 1922 году для сбора реквизированных ценностей из императорской казны и относится к Государственному хранилищу (Гохрану) при Министерстве финансов.

Выставка “Алмазный фонд – это уникальное собрание редких драгоценных и благородных камней, а также шедевров ювелирного искусства.

Основу Алмазного фонда составляют так называемые коронные бриллианты (монаршие регалии, привезенные в Москву вскоре после революции); коллекция российских орденов, украшенных драгоценными камнями; особо ценные украшения, созданные в ХVIII-XIX вв.

Среди регалий: – Большая императорская корона, усыпанная 5 тысячами бриллиантов, которой короновались русские монархи от Екатерины II до Николая II; Малая императорская корона, которой короновались супруги императоров.

Среди экспонатов выставки неизменный интерес вызывают крупные алмазы. Один из самых известных в мире – алмаз «Шах», найденный в ХVI веке в копях Голконды, принадлежавший ранее Великим Моголам. Персидский шах прислал его Николаю I после убийства в Тегеране русского посла Александра Грибоедова с целью предотвратить возможный вооруженный конфликт.

Императорский скипетр украшает знаменитый алмаз «Орлов», сохранивший огранку XVII века. Этот алмаз был подарен Екатерине II ее фаворитом графом Григорием Орловым.

Посетители выставки могут увидеть здесь крупнейший в мире самородок золота «Большой треугольник» весом 36,2 кг, добытый на Урале в 1842 году. В коллекции находится свыше ста золотых и двадцать платиновых самородков.

Свидетельством искусства русских и западноевропейских ювелиров служат изумительные украшения из бриллиантов и других драгоценных камней: диадемы, гарнитуры, броши, серьги, кулоны.

Источник palomnik.su